| ||
Владимира Григорьевича Шухова называют по-разному. Но в начале ХХ века только так Первый инженер России. Как он сам говорил, этим высоким званием он обязан тому, что с самого начала своего инженерного пути ОТКАЗАЛСЯ ОТ ПОДРАЖАНИЯ И ПОВТОРЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ОБРАЗЦОВ и стал творить в оригинальном, чисто русском стиле, опираясь на лучшие традиции Ломоносова, Менделеева, Казакова, Кулибина. Все его инженерные и научные решения основаны на опыте народа, на достижениях русских ученых: Жуковского, Чебышева, Чаплыгина, Летнего, Марковникова. Оригинальность и прогрессивность его инженерных решений дали возможность России противостоять экспансии иностранной технической мысли и на много лет обогнать ее. «Человек фабрика» называли его при жизни, потому что он один, всего лишь с несколькими помощниками, смог совершить столько, сколько по силам десятку НИИ. Итак, неполная "азбука" Шухова, изобретенная, рассчитанная и созданная им. Все мы знаем эти технические создания. Но мало кто знает, к сожалению, что впервые они созданы они русским и в России! А всем знакомые авиационные ангары; Б баржи нефтеналивные, батопорты (огромные гидротехнические затворы); В воздушно-канатные дороги, так популярные на горнолыжных курортах Австрии и Швейцарии; первые в мире свободно висячие металлические перекрытия цехов и вокзалов; водонапорные башни; водопроводы в Москве, Тамбове, Киеве, Харькове, Воронеже; Г газгольдеры (газохранилища); Д доменные печи, высотные дымовые трубы из кирпича и металла; Ж железнодорожные мосты через Енисей, Оку, Волгу и другие реки; З землечерпалки; К котлы паровые, кузнечные цехи, кессоны; М мартеновские печи, мачты электропередач, меднолитейные цехи, мостовые краны, мины; Н нефтяные насосы, позволившие добывать нефть с глубины 2-3 км, нефтеперегонные установки, первый в мире нефтепровод, длинной 11 км!!! Он был построен в Баку: «Балаханы Черный город»; П пакгаузы, специально оснащенные порты; Р первые в мире цилиндрические радиобашни, в том числе всем известная -Шуховская в Москве; Т танкеры, трубопроводы; Ш шпалопрокатные заводы; Э элеваторы, в том числе «миллионники» в Саратове и Козлове. ЗНАЛИ ЛИ ВЫ ОБ ЭТОМ, уважаемые читатели??? ЗДЕСЬ НЕТ СИНОНИМОВ. Каждая «буква» включает множество вариантов и типов. Каждая из них могла бы стать предметом национальной гордости любого народа. Ведь, например, весь нефтяной Азербайджан смог в принципе подняться, и держится сейчас только благодаря изобретениям русского Инженера Владимира Григорьевича Шухова! Да что там Азербайджан, российская промышленность поднялась из разрухи в 20-30-ые годы во многом благодаря его изобретениям и инженерным разработкам. Он никуда не эмигрировал и презирал эту мысль. Он всегда был только с Россией! Шухов блестяще владел тремя иностранными языками, считал для себя невозможным сидеть в присутствии женщины; он сделал сотни изобретений, но запатентовал только 15 из них было некогда этим заниматься. И написал лишь 20 научных работ, потому что работал и работал на практику, на жизнь, которая постоянно подбрасывала ему задачи. Кстати, первыми, кто украл патент Шухова на нефтеперегонную установку были американцы. Ведь эта установка открывала новую эру в переработке нефти и получения из нее бензина и всех остальных составляющих. Американскими «изобретателями» такой установки называли себя некто Бартон, Даббс, Кларк, Холл, Ритман, Эбил, Грей, Гринстит, Макком, Айсом. О патентах Шухова Америка «не вспоминала». Вторыми, кто украл его изобретения, были немцы. А когда Шухов, возмущенный бесцеремонным воровством его уже реализованных в России идей нефтяных резервуаров, написал некому немецкому инженеру Штиглецу письмо, то получил милый ответ: «Вряд ли известному инженеру Шухову будет особенно важно признание за ним и этого вопроса». Вот так цивилизованные страны поступают с русскими изобретателями, когда им очень нужно. Но все-таки потрясли Шухова в этом смысле американцы. И не какие-то заокеанские прохиндеи, а вполне солидные богатейшие люди. В 1923 голодном году в Россию к Шухову приехала комиссия Синклера конкурента Рокфеллера (знакомая фамилия) по нефтяному бизнесу. Официальная цель комиссии выяснить действительный приоритет изобретения крекинга, то есть той самой нефтеперегонки. Синклер был недоволен, что Рокфеллер присвоил право им пользоваться только для своей компании. Шухов в беседе, как говорится, на пальцах, с документами доказал свой приоритет. Знаете, что сделали «уважаемые» американцы? Они в конце беседы вынули из портфеля пачки своих долларов и положили перед Шуховым сумму в $50000. В общем, решили, что русский гениальный инженер тут же распластается перед их деньгами. Шухов побагровел и ледяным голосом сказал, что его устраивает зарплата, которую он получает от российского государства, и господа могут забрать деньги со стола. (А вы поступили бы также в этой ситуации? Решите сами для себя). По материалам газеты ЭРИ России есть КЕМ гордиться! Владимир Григорьевич Шухов один из замечательных конструкторов конца XIX начала XX столетия, входит в плеяду выдающихся инженеров России. Наряду с Г.Эйфелем, Р. Мелартом, Э.Фрейсине Шухов является основоположником современных строительных конструкций. В 1878 г. Шухов построил первый в России нефтепровод, разработал конструкцию цилиндрического резервуара с тонким днищем на песчаной подушке и ступенчатой толщиной стенок (современные резервуары строятся по тому же принципу) и форсунку для горения мазута. В последующие годы Шуховым были созданы различные насосы, запроектированы и построены нефтеналивные суда, установки для переработки нефти, а также открыт принцип крекинга нефти, система Московского водоснабжения (1887-1890гг.). Шухов изобрел новый водотрубный котел в горизонтальном и вертикальном исполнении (знаменитые "Паровые котлы Шухова"). В 1896 г. начато их серийное производство. В 1892 г. Шухов построил свои первые железнодорожные мосты. В последующем он спроектировал несколько типов мостов (с пролетами от25 до 100 м.), на основе этих типовые решений под его руководством было построено 417 мостов на различных железнодорожных линиях. Шухов разработал конструкции покрытий самого различного назначения. Известы арочные покрытия московских магазинов ГУМ и Петровский пассаж, гостиница "Метрополь", дебаркадер Киевского вокзала в Москве и др. В 1895 г. Шухов подает заявку на сетчатые покрытия (сетки из полосовой и уголковой стали с ромбовидными ячейками). На Всероссийской Промышленной выставке фирма А.Бари по проектам Шухова построила 4 павильона с висячими покрытиями. По принципу сетчатых конструкций Шухов разработал конструкцию сетчатой башни гиперболоидного типа и широко использовал такое конструктивное решение в водонапорных башнях, опорах линий электропередач, мачт военных кораблей. Наибольшую высоту среди гиперболоидных башен имела башня маяка в г. Херсоне (68 м.). Дальнейшей модификацией идеи сетчатых
гиперболоидных конструкций стала конструкция радиобашни на
Шаболовке (г. Москва), построенной Шуховым в 1919 -
1922 гг. Первоначальный проект высотой 350 м из-за
дефицита металла был заменен на 150 метровый
вариант, который эксплуатируется и поныне. Шуховым опубликовано 25 работ и получено 11 патентов. Шаболовская башня В прошедшем году исполнилось 80 лет Шаболовской радиобашне символу советского телевидения 40-60-х годов. Правда, трансляция телевизионных программ это вторая роль ажурной красавицы-башни, а проектировалась она в качестве опоры для антенны Шаболовского радиоцентра. В 20-е годы радиосвязь велась на средних и длинных волнах и для увеличения дальности связи приходилось наращивать как мощность передатчика, так и высоту антенны (вертикального несимметричного вибратора). Шаболовский радиоцентр был сооружен в 1919-1922 гг. для радиотелефонной связи центра с "местами", а с осени 1922 г. стал использоваться и для радиовещания на центральные районы страны. Вначале башня задумывалась высотой 350 м, но из-за дефицита металла ее пришлось уменьшить до 148 м. Дальность приема передач Шаболовской радиостанции составила около 2000 км. Старые москвичи называют эту башню Шуховской, по фамилии ее создателя. Великий русский ученый и инженер Владимир Григорьевич Шухов родился 28 августа 1853 г. в городе Грайвороне Курской губернии. В 1876 г. после окончания с отличием инженерно-механического отделения МВТУ год стажировался в Америке. По возвращении из-за границы молодой специалист отказался от ученой карьеры и поступил на должность начальника чертежного бюро на Варшавской железной дороге. В 1880 г. уже в Москве В. Г. Шухов работает главным инженером технической строительной конторы А. В. Бари (впоследствии "Стальмост"), обретшей под его руководством всероссийскую известность. Вынужденный по состоянию здоровья переехать в Баку, он быстро изучил нефтяное дело и решил ряд важных технических задач, касающихся перегонки, сжигания и хранения нефти. Шухов открыл принцип крекинга нефти; изобрел форсунку для сжигания мазута, до этого считавшегося отходом производства; рассчитал и построил первый в России нефтепровод; создал первый в мире мазутопровод с подогревом; руководил проектированием и постройкой первого российского танкера: на судостроительном заводе в Саратове по его чертежам строили огромные клепаные железные баржи длиной до 150 м, что по тем временам было чудом техники. Для хранения нефти и нефтепродуктов Шухов предложил высокоэкономичные огромные клепаные железные конструкции без дорогостоящих фундаментов. Он также внес остроумные и эффективные усовершенствования в конструкцию насосов для перекачки нефти и откачки жидкостей из глубоких скважин. Александр Пресс
|